Денситометрия

denso.jpgДенситометрия (она же остеоденситометрия и костная денситометрия) – метод, используемый при диагностике болезней, связанных со снижением плотности костной ткани.

Измерения проводятся с применением двух способов: используются рентгеновские лучи или ультразвук. Результаты, которые были получены при обследовании, проходят обработку компьютерной программой с учетом возрастных норм пациента и его пола.

Виды костной денситометрии

Обследование с помощью рентгенологического осмотра является наиболее точным и безопасным для организма человека. Доля облучения при таком способе в 400 раз меньше, чем при стандартной рентгенографии. Исследование помогает получить подробную информацию о костях в области пояснично-крестцового позвоночного отдела и тазобедренного сустава. Лучи рентгена задерживаются в этих областях, помогая распознать возможные переломы.

При ультразвуковой денситометрии лучевая нагрузка отсутствует полностью, благодаря чему процедура является безболезненной и безвредной. Такой метод помогает измерить скорость, с которой ультразвук распространяется по костной ткани. Если скорость волны поглощается быстро, значит структура ткани обладает значительной плотностью.

Показания

Остеоденситометрия считается наиболее точным способом диагностики остеопороза. Процедура показана лицам от 50 лет: в этом возрасте кальций, содержащийся в костях, сильно снижается, что часто приводит к переломам. Направление на обследование можно взять у врача-ревматолога или терапевта.

Остеопороз относится к числу системных заболеваний. У больных наблюдается снижение плотности костей и повышенная хрупкость скелета. Такие признаки становятся причиной переломов даже при небольших физических нагрузках или микротравмах.

По информации ВОЗ остеопороз занял третью строчку в списке смертельных недугов, уступив лишь сердечно-сосудистым и онкологическим патологиям. Заболевание чаще встречается у женщин, чем у мужчин (в процентном соотношении 4:1). При этом лишь 10% страдающих остеопорозом знают о наличии у них такого диагноза по перенесенным переломам.

Обследовать плотность костной ткани необходимо при следующей симптоматике:

• ранее наступление менопаузы у женщин в возрасте от 40 до 45 лет;
  • сильный недовес;
  • предрасположенность к заболеванию по наследственной линии;
  • гиподинамия;
  • нехватка в организме кальция;
  • авитаминоз, связанный с недостатком витамина D;
  • регулярная потребность в употреблении алкоголя и табака;
  • нарушения, связанные с гормональным фоном;
  • сахарный диабет;
  • ревматические болезни.

Процедуру остеоденситометрии не рекомендуется проходить в следующих ситуациях:

• при беременности (для рентгенологического осмотра);
  • совмещая с другими диагностическими процедурами, в ходе которых пациент обследовался с помощью контрастных веществ или радиоизотопов. Интервал между такими исследованиями должен быть не меньше недели.

Как выполняется денситометрия

Перед прохождением обследования пациенту нужно придерживаться ряда рекомендаций:

• за сутки до процедуры прекратить принимать препараты, в основе которых имеется кальций;
  • сообщить врачу о возможной беременности;
  • уведомить доктора о прохождении рентгенографии, компьютерной томографии, обследования с применением бария или контраста, проводившихся в недавнем времени.

Продолжительность обследования не превышает 30 минут. Пациент устраивается на столе, принимая позу, в зависимости от области исследования. Во время стандартной костной денситометрии исследованию подлежат 3 точки. Речь идет о:

• шейке бедренной кости;
  • поясничном позвоночном отделе;
  • лучевой кости.

Над обследуемой областью врач размещает датчик прибора, который, медленно двигаясь, передает данные на монитор компьютера. Благодаря такой технологии у рентгенолога есть возможность в режиме онлайн отслеживать состояние костной ткани больного. Окончательное заключение врач выносит после завершения процедуры.

Осложнения

На практике побочные эффекты в результате прохождения костной денситометрии не выявлены.

Как часто нужно проходить обследование?

Чтобы точно оценить состояние костной ткани, денситометрию рекомендуется проходить не реже 1 раза в 2 года.